Оценка уровня развития интеллектуальная лабильность рекомендации по результату учащихся интеллектуальных умений автор: С точки зрения диагностики нам представляется наиболее удобным подход, когда интеллект рассматривается как специализированная подструктура в целостной структуре личности, но в то же время как структурированная целостность психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности. С такой позиции подходил к интеллекту Рудольф Амтхауэр при создании своего теста структуры интеллекта. Для диагностики интеллектуального развития существует множество методик они, как правило, называются тестами интеллекта. К их числу относятся такие, например, как: шкала интеллекта Векслера, тест структуры интеллекта Амтхауэра, прогрессивные матрицы Равена, гейдельбергский тест речевого развития, групповой интеллектуальный тест Дж. Ваны, школьный тест умственного развития ШТУР и др. При этом нельзя не учитывать то, что существуют разного рода сложности, связанные с их применением в школе. Эти сложности обусловлены следующими причинами: 1 Тесты интеллекта содержат, как правило, большое количество субтестов и заданий, что трудоемко и требует очень много времени для диагностики. Например, тест структуры интеллекта Амтхауэра содержит 9 субтестов, 176 заданий. На проведение тестирования затрачивается 90 минут без предварительных процедур инструкций. Тест Векслера для дошкольников и младших школьников включает 11 субтестов. Черно-белые прогрессивные матрицы Равена содержат 60 матриц, объединенных в 5 серий по 12 заданий и т. К числу трудностей следует отнести также те, которые, связанны с приобретением стимульного материала для данных методик. Школьный тест умственного развития ШТУР является широко используемой у нас в стране методикой. Этому способствует прежде всего приемлемый объем заданий, доступность стимульного материала, однако для оценки интеллектуальных умений он не совсем подходит, так как ШТУР направлен скорее на измерение уровня обученности учащихся, объема конкретных знаний в рамках школьной программы. Другими словами, успешность выполнения учащимся данного теста во многом зависит от того, как его обучали. Поэтому как наиболее приемлемые для диагностики интеллекта мы выбрали Групповой Интеллектуальный тест Дж. Ваны и тест структуры интеллекта Первый из них использовался нами для диагностики интеллектуального развития учащихся 3-6 классов, а второй - для учащихся 8-10 классов нормативные шкалы для российских школьников интеллектуальная лабильность рекомендации по результату под руководством Кудрявцевой Ниже будут представлены результаты диагностического исследования школьников 3 — 6 классов с использованием методики Групповой интеллектуальный тест ГИТ в адаптации Акимовой О На наш взгляд, этот тест является наиболее удобным, компактным и доступным в использовании. Помимо этого существенным преимуществом данной методики является возможность группового ее применения,т. ГИТ содержит 7 субтестов: 1 Исполнение инструкций 4 мин2 Арифметические задачи 6 мин3 дополнение предложений 5 мин4 определение сходства и различия понятий 1,5 мин5 числовые ряды 4 мин6 установление аналогий 3 мин7 символы 4 мин. Общее время выполнения заданий 27,5 минут, то есть при предварительной подготовке методику можно провести за 1 урок. Так, например, субтест «Символы» позволяет оценивать развитие внимания, проверяются скоростные возможности выполнения простой умственной работы. Субтест «Установление аналогий» позволяет судить об уровне развития мыслительных операций, а также о широте словарного запаса, знании значения слов русского языка, а субтест «Определение сходства и различия понятий» - об умении анализировать понятия, сравнивать их на основе выделения существенных признаков. О развитии мышления у учащихся можно также судить по результативности выполнения 5 субтеста «Числовые ряды»где для успешного решения требуется быстро установить закономерность последовательности чисел. Кроме того этот субтест позволяет проверить владение учащимся навыками быстрого счета, выявляет умение находит логические закономерности. Субтест «Арифметические задачи» проверяет главным образом математические навыки, сформированность математических знаний и действий, которые усваиваются школьниками в процессе обучения. Результаты диагностики Для диагностики и оценки уровня развития интеллекта школьников были выбраны два шестых класса: обычный 6 А и гимназический 6 В ходе этого исследования были получены следующие результаты. Гимназический класс справился с заданиями теста более успешно, чем обычный. Средний показатель в 6 «Б» классе равен 94,8 балла, что соответствует возрастной норме, тогда как средний показатель 6 «А» интеллектуальная лабильность рекомендации по результату равен 69 баллам, что соответствует низкому интеллектуальная лабильность рекомендации по результату интеллектуального развития см. В гимназическом 6 «Б» классе индивидуальные показатели распределились следующим образом: 30,8 % учащихся набрали баллы, соответствующие высокому интеллектуальная лабильность рекомендации по результату интеллектуального развития выше возрастной нормы30,8 % результатов соответствуют возрастной норме, 26,9 % учащихся показали результат, немного ниже нормы и лишь 11,5 % класса показали низкий уровень. Самых худших показателей уровня интеллектуального развития в 6 «Б» классе нет см. В классе 6 «А» были получены следующие результаты: возрастной норме по уровню развития интеллекта в классе соответствует 21,7% учащихся. Немного ниже нормы показали результат 34,8 % учащихся; 17,4 % учащихся соответствуют низкому уровню и 26,1 % очень низкому. Высоких показателей интеллектуального развития в классе нет см. Разницу в полученных по классам показателям можно увидеть при сопоставлении этих графиков рис. ГИТ позволяет оценивать индивидуальные и средние результаты учащихся интеллектуальная лабильность рекомендации по результату только в баллах, но и в процентах правильно выполненных заданий. На основе этого можно сравнить, какой класс или какая группа детей из сравниваемых с какими заданиями справились лучше, а с какими хуже. Анализируя эти данные, можно увидеть, какие именно задания субтесты оказались для детей наиболее и наименее сложными. На рисунке 7 видно, что как для всех детей в целом, так и отдельно для учащихся 6 «А» и 6 «Б» классов, наиболее сложными оказались задания субтеста «Арифметические задачи». Наиболее легкими оказались задания субтеста «Числовые ряды» особенно это выражено у учащихся 6 «А» класса, тогда как для учеников 6 «Б» наиболее легким оказались задания субтеста «Символы». Помимо общих и средних показателей методика позволяет графически представить и проанализировать индивидуальные результаты каждого ребенка. Для примера, на графике см. На график наносятся точки, соответствующие правильно выполненным заданиям по каждому субтесту в процентах. Полученный график отражает индивидуальную структуру умственного развития ребенка. На этом примере видно, что учащийся с лучшим результатом по шести субтестам стабильно выполняет правильно более 55% интеллектуальная лабильность рекомендации по результату, 55% - 77%. Это намного выше средних значений по субтестам в классе. Однако результат по второму субтесту «Арифметические задачи» у него намного ниже - 30% это чуть ниже среднего значения в классе. В соответствии с этими данными разрабатываются рекомендации по индивидуальному развитию учащихся. В исследовании была предпринята попытка анализа результатов, полученных при выполнении учащимися заданий субтестов, относящихся к математическому и лингвистическому циклам см. На графике видно, что для учащихся 6 «А» класса различия в результатах не слишком велики; наблюдается незначительное преобладание результатов по математическим субтестам что согласуется с приведенными выше данными, показывающими относительную легкость для учащихся 6 «А» класса одного из математических субтестов. В будущем мы планируем провести корреляционный анализ суммы результатов по двум математическим субтестам методики ГИТ арифметические задачи и числовые ряды со средними интеллектуальная лабильность рекомендации по результату по математике, а суммы результатов субтестов «Дополнение предложений» и «Понятия» со средними оценками по русскому языку. На рисунке 11 представлен анализ соотношения процентов учащихся, набравших баллы, относящиеся к разным уровням интеллектуального развития в двух сравниваемых школах. Примерно одинаковые результаты получены при выполнении заданий субтеста «Аналогии». Выводы: В заключении напомним основные цели, для достижения которых могут использоваться результаты оценки интеллектуального развития школьников. Осуществление со стороны директора, зам. Определение причин школьной неуспеваемости отдельных учеников и устранение их при оказании помощи психологической и социальной службами; 3. Выявление интеллектуальных интеллектуальная лабильность рекомендации по результату, недостаточно развитых у учащихся группы с целью усиления развития данного интеллектуального умения на уроках и дополнительных занятиях; 4. Сравнение эффективности разных систем обучения и методов преподавания, оценка работы отдельных педагогов по успешности выполнения тех или иных тестов интеллектуальная лабильность рекомендации по результату 5. Определение индивидуальных направлений коррекционной работы с учащимися психологов, педагогов дополнительного образования; 6. Рекомендации родителям по оказанию помощи детям в обучении и освоении тех или интеллектуальная лабильность рекомендации по результату интеллектуальных умений; 7. Комплектация классов с учетом уровня интеллектуального развития учащихся общеобразовательные и гимназические на 2 ступени, профильные на 3 ступени обучения 8. Выявление учащихся с высоким уровнем развития математических интеллектуальных умений, гуманитарных способностей, развитым теоретическим, логическим мышлением для индивидуализации процесса обучения. Диагностика уровня интеллектуального развития учащихся влияет на выбор системы обучения для каждого учащегося и для формирования классов. Например, для учащихся с математическим складом ума рекомендуется обучение в лицейских классах, и для учащихся начальной школы — обучение по программам Петерсон, для учащихся с гуманитарным складом ума — обучение в гимназических классах. Методика «Интеллектуальная лабильность» модификация Костроминой - для подростков в возрасте 12-15 лет используется как фронтально, так индивидуально. Методика используется для прогноза успешности в обучении. Она требует от испытуемых высокой концентрации внимания, быстроты реакции, выявляет умение ориентироваться на условия задания, выполнять и учитывать несколько требований одновременно, владеть точным анализом различных признаков. Обследуемые должны выполнить в течение ограниченного времени 3 - 4 сек. Прочитанное задание не повторяется. Разделите его двумя горизонтальными и двумя интеллектуальная лабильность рекомендации по результату линиями. Первый круг зачеркните, а третий подчеркните. Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными стрелку, направленную влево. В прямоугольнике напишите сумму интеллектуальная лабильность рекомендации по результату 5 и 2, а в ромбе разность этих чисел. Точку пересечения обозначьте последней буквой названия нашего города. Обведите в круг согласные буквы. Обработка результатов: Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается интеллектуальная лабильность рекомендации по результату пропущенное, невыполненное или выполненное с ошибкой задание. Нормы выполнения: 0-2 ошибки: высокая лабильность, хорошая способность к обучению. Больше 7 ошибок: малоуспешен в любой интеллектуальная лабильность рекомендации по результату. «Словарь справочник по психодиагностике», Санкт - Петербург, «Питер», 2002 год. «Справочник психолога средней школы», Ростов на Дону, «Феникс», 2004 год. Реана, Санкт — Петербург, 2003 год. Руководство к применению группового интеллектуального теста ГИТ для младших подростков. Обнинск, «Принтер», 1993 год. Plain text Разрешённые HTML-теги: CAPTCHA Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.

Смотрите также: